Dof писал(а):Ниббана достигается посредством "нецепляния" за что-либо в мире.
"Нецепляние" - это не средство, это плод. Если вы не цепляетесь, значит в вас больше нет совокупностей цепляния, значит вы уже арахант. Именно в медитации памятования вы обращаете свой ум назад - к своей прошлой цепляющейся мысли и очищаете ее (как в Ассаджи-сутте). То есть, нецепляние обретается не посредством самого сосредоточения, а посредством памятования (сати), в джханах оно представлено как осознание прошлой джханы и отбрасывание ее.
Dof писал(а):реализовать "нецепляние" чисто технически наиболее просто (а значит и правильно) через приостановку того, за что можно зацепиться
Как раз одна приостановка, если нет памятования, не приводит к очищению, как вы правильно сказали ("остальное сосредоточение к нецеплянию чисто технически почти не ведет").
Dof писал(а):осознанность и бдительность возникают от избытка сдержанности чувст
В сутте нет такого выражения. Осознанность - это универсальное качество сознания (манасикара), также как и концентрация (экаггата). Сати - это правильная осознанность, и она развивается путем медитативного направления внимательности на свой прошлый ум (четыре основы осознанности).
Dof писал(а):сдержанность чувств возникает от избытка нравственности
Сдержанность чувств - это и есть нравственность.
Dof писал(а):чисто спортивная медитация это вообще не буддизм.
Спорта при Будде не было, но была война, и Будда неоднократно сравнивает бхиккху с воинами, поражающими цель. Что такое "чисто спортивная медитация"? Если это правильная медитация, то я не понимаю, почему это не буддизм.