Подъем у меня и тайцев был в пять утра. Это было не сложно, так как отбой был в восемь вечера.
Дело в том, что в Тайланде темнеет довольно рано (в шесть уже темно). В пол восьмого тайские женщины закрывали вход в храм, готовились ко сну, совершали ритуал перед алтарем: кто-то один был «ведущим», то есть произносил текст, зажигал свечи, благовония, лил воду из кувшинчика, которую потом выплескивали на растение. Один раз лить воду доверили мне.
Подскажите пожалуйста, что это за ритуал. На Пукете мне еще два раза довелось в нем участвовать, держа за руку, того, кто лил воду. Я имею о нем смутное представление как о «разделении заслуг».
Один раз «ведущим» был дедушка. Все шло чинно-благородно, я была настроена серьезно (не каждый день мне удается участвовать в буддийских обрядах) как вдруг одна из тетушек начала хихикать, потом вторая, под конец захихикала мама мэчи Мо (между прочим, все женщины от пятидесяти). Стоим мы на коленях, руки благоговейно сложены, а они по очереди хихикают. И тут я поняла почему. Их рассмешили пятки дедушки, который сидел перед нами и усердно декламировал. Ну да ступни, действительно, напоминали ласты, большие и растопыренные, и это выглядело довольно забавно. В общем, я тоже захихикала, чем подлила масла в огонь. Но в конце концов все взяли себя в руки и с должным настроем завершили церемонию.
Итак, в шесть утра мэчи Мо осталась в монастыре подметать листья, постоянно падавшие с деревьев, а я отправилась с бханте Китиссаро, бханте Раудексом и Игорем на пиндапад в ближайшую деревню (а я ведь даже не знаю ее название
).
Нужно сказать, что в это время на улице много людей, на рынке готовят и кушают, дети уже в школьной форме. День вовсю начался, хотя солнце только встает из-за горизонта. Описать атмосферу у меня не получится. Возможно, фотографии смогут что-то передать. Скажу только, что маршрут был не длинным (думаю, весь путь туда и обратно занял минут тридцать ). Мы заходили в определенные дома, местные жители ложили в патту рис, а на ее крышку, которая превращалась в поднос, еду в пакетиках, затем миряне становились на колени и получали благословение. Позже я спросила бханте Раудекса, откуда монахи знают, что их ждут именно в этом доме. Он объяснил, что маршруты уже сложившиеся, и могут передаваться от монаха к монаху.
Не знаю, что я такого хорошего сделала в прошлой жизни, за что мне такое везение, но на обратной дороге, уже в самом конце пути, тайская женщина подарила мне два мешочка с едой, и я тоже смогла сделать дану бханте Китиссаро и бханте Раудексу! Сложно передать то состояние от сопричастности.
Фото с пиндапада выложу обязательно, но чуть позже. Их действительно стоит увидеть. Искренность тайцев поражает!