Появился перевод
заключительной части (спасибо Сергею), где автор показывает картину в неожиданном для меня ракурсе:
Хотя полного согласия в отношении того, что является научной теорией, нет, существует ряд широко признанных характеристик [2] [4]. Теория о том, что РБТ являются подлинными (ТП — теория подлинности) удовлетворяет этим критериям, тогда как теория о том, что РБТ являются неподлинными (ТН — теория неподлинности), нет.
Никогда не встречал теории неподлинности. Было ли когда-то такое обсуждение у нас на форуме?
Вопрос к тому, что для нас такой аспект совершенно не актуален, а следовательно и исследование направленное на доказательство того, что РБТ являются подлинными, оказывается излишним, так как доказывает то, в чём никто не сомневается.
Возможно когда-то была ситуация:
ТП охватывает широкий диапазон фактов, известных о раннем буддизме, что мы уже показали выше. И напротив, учёные, придерживающиеся ТН, брали в расчёт только крошечную часть значимых свидетельств.
Но, видимо, я её не застал.
В заключении приводится вывод, который, как мне кажется, ни для кого на форуме не является секретом:
Смысл установления подлинности РБТ в таком случае заключается не в том, чтобы доказать, что они все правдивы, но в том, чтобы показать, что они полезны.
Зачем показывать, что РБТ полезны, если все буддисты это и так должны понимать и принимать. А если не приняли прибежище в Дхамме, то разве это буддисты?
При этом замечу, что из научного исследования не ясно, чем же полезны эти тексты. Этот аспект никак не был рассмотрен, так как научно это не доказать. Следовательно и их правдивость, что они приводят к Ниббане, тоже не доказать. Но их подлинность не вызывает сомнения.