Мантры в традиции Тхеравада

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#41 The Коля » 14.08.2014, 17:37

Топпер писал(а):
Detonator писал(а):
Топпер писал(а):И это допущение. Джханы не развивают мудрость.

Они убирают неведение.
Так не убирают ведь. Иначе брахманские йогины достигали бы Ниббаны.
Но хватало им лишь услышать несколько проповедей и они тут же прозревали, что нам конечно же недоступно. значит все же приближают, но не приводят.
The Коля

#42 masterjack » 14.08.2014, 17:43

а я не утвержлал ничего о соотношениях моей глупости тупости и не моей.
нинада мне такое приписывать.
я знаю что и глцп и туп.
но поиск истины как по мне дело сугубо практическое.
берется утверждение и максимально беспристрастно проверяется на практике.

как по мне что Иешуа в меньшей степени,
что Будда в большей степени, говорили мало
и по существу. просто Будда жил дольше
потому и сказал больше.

но его слова. поведение его жизнь очень не похожи на то, как живут сейчас приверженцы
людских традиций упоминающих его.
также как христиане в своей жизни не похожи на
жизнь Иисуса.

Буддово учение достаточно просто и лаконично
в понимании. то что тяжело в исполнении опустим. но зачем, потакая глупости и тупости людей, вносить в Учение лишние элементы.
только потому что люди этого хотят, а без
толп улыбающихся мирян монахам нечего будет есть?
все эти рюшки, которые так радостны уху и глазу обывателя, все эти маркетинговые ходы, нужны ли они?

ведь по сути это добавление лишнего. ненужного.
от Пути далекого.

Вы же согласны что ни наличие статуэток. ни издаванин лпределенных звуков даже ртом к Ниббане не приблизят.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#43 Федор » 14.08.2014, 17:45

Dhammananda писал(а):
И это допущение. Джханы не развивают мудрость.
Я и не говорил этого. не развивают, но приближают к обретению. Джхана - это непременное условие для обретения мудрости

Наоборот. Джхана, вернее всего, - непосредственное подтверждение мудрости и правильных взглядов. Она как бы ложится на них. Не зря Будда всегда подчеркивал, что правильные взгляды - прежде всего (а они и формируют мудрость). Без мудрости нет правильной осознанности джхан, а значит они в этом случае бесполезны.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#44 Detonator » 14.08.2014, 17:50

Топпер писал(а):А вы достигаете джхан?

Я уже писал, что те качества которые сопоставляются в тхераваде начальным джханам (до третьей) мне вполне доступны и очевидны. А то что они не во всем совпадают с описаниями, ну так это меня мало волнует.

Топпер писал(а):Искали. Тогда все его искали.

ну если вы будете искать освобождение в предварительно ожидаемом виде, вроде "христианского рая" например, совсем не факт что именно таким его и найдете.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#45 Detonator » 14.08.2014, 18:10

Топпер писал(а):ваш опыт не совсем совпадает с тем, как описаны джханы? Я правильно понимаю?

Мой опыт показывает что качества остаются и не теряются. Другие тут на форуме говорят что это не так и в них входят/достигают а потом выходят. Ну обсуждалось же уже и вами было непонято, снова по кругу. Я бы обсудил для сравнения, но с теми кто тоже это имеет в себе а не по книгам.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#46 Detonator » 14.08.2014, 18:29

Топпер писал(а):Я просто уточняю на каком основании вы утверждаете, что входите в джханы. Как я понял, только на основании собственных идей.

На основании того что как много лет назад раз вошел, так выхода не вижу, есть путь только вперед :)
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#47 masterjack » 14.08.2014, 18:33

понятно. спасибо за ответ.

а по поводу джхан вроде Будда достиг 8, а просветленным не стал.
и как я читал он обучался этому у других,
которые тоже не были просветленными.

глубокое сильное сосредоточение ума возможно
наверное и без правильных взглядов.
а с правильными взглядами оно поможет достич ниббаны.
как в сутте об острой щепке.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#48 Ericsson » 18.08.2014, 12:55

мантры...

насколько я понимаю имеют отношение не к Дхамме а к культуре Южной Азии, то есть это явление вроде ци-гуна, аюрведы, боевых искусств, астрологии, и т. д., там много чего есть разного, но это не Дхамма, даже если это практикуют там параллельно с Дхаммой.

Правильно? :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#49 balabust » 18.08.2014, 14:53

а еще есть распальцовка))
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

#50 Юрий Т » 18.04.2019, 13:35

.
Последний раз редактировалось Юрий Т 18.04.2019, 13:37, всего редактировалось 1 раз.
Юрий Т
Репутация: 0
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 26.03.2019
Традиция: Тхеравада

#51 Юрий Т » 18.04.2019, 13:37

Мантра есть правда она немного странновата:
"Ом Муни Муни Маха Муни Шакьямуни Сваха"
Немного странен возглас "Сваха" в индуисткой тантре как и в индуистких ведических церемониях возглас "Сваха" произносят когда жертвуют что либо в священный огонь или на янтру божеств,на например на янтру Трипурасундари с каждым возгласом "Сваха"кидают по монете.Переводится Сваха дословно - "(жертвую) во благо". А как быть в данном случае я не знаю, но после сваха нужно Будде что то пожертвовать.
Юрий Т
Репутация: 0
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 26.03.2019
Традиция: Тхеравада

  • 2

#52 Топпер » 18.04.2019, 13:51

Юрий Т писал(а):Мантра есть правда она немного странновата:
"Ом Муни Муни Маха Муни Шакьямуни Сваха"
Немного странен возглас "Сваха" в индуисткой тантре как и в индуистких ведических церемониях возглас "Сваха" произносят когда жертвуют что либо в священный огонь или на янтру божеств,на например на янтру Трипурасундари с каждым возгласом "Сваха"кидают по монете.Переводится Сваха дословно - "(жертвую) во благо". А как быть в данном случае я не знаю, но после сваха нужно Будде что то пожертвовать.
Это ваджраянская мантра Будды Шакьямуни. К тхераваде отношения не имеет.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#53 Юрий Т » 19.04.2019, 07:00

К Тхераваде не имеет, но к Будде Шакьямуни имеет)
Юрий Т
Репутация: 0
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 26.03.2019
Традиция: Тхеравада

#54 Nwad » 19.04.2019, 09:17

Юрий Т писал(а):К Тхераваде не имеет, но к Будде Шакьямуни имеет)
Просто дело в том что чисто механическое чтение паритт не имеет большого влияния на ваш ум. Но если же работая с изображением Будды или с мантрами генерируете благие качества в вашем уме то вы делаете всё правильно. Это то что сказал Бханте Киттисаро выше.

Например читая паритты и пуджи я практически останавливаюсь после каждого слова чтобы прочувствовать его, иначе это просто звук. Кстати боги общаются не словами, они общаются прямо ум к уму, по этому повтаряя на автомате мало того что вы сами себя не услышите, но никто вас не услышит... Собственно по этому я предпочитаю читать паритты и пуджи на языке который понимаю. Пали это хорошо, но я его не понимаю, а пустых звуков я и так делаю слишком много за свой день...:(
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 590
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#55 Юрий Т » 28.04.2019, 09:18

Топпер писал(а):Это ваджраянская мантра Будды Шакьямуни. К тхераваде отношения не имеет.
Мантра я бы сказал скорее махаянская,когда буддизм сутр смешался с индийской тантрой, получилась махаяна,когда махаяна смешалась с боном, получилась ваджраяна.Эта мантра на санскрите,а в ваджраяне она искажена,как и большинство санскритских мантр, вследствии того, что санскрит для тибетцев сложен для произношения,в ваджраяне она звучит как ом муне муне маха муние соха,вот это важдраянская мантра.
Юрий Т
Репутация: 0
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 26.03.2019
Традиция: Тхеравада

  • 3

#56 Топпер » 28.04.2019, 19:23

Юрий Т писал(а):Мантра я бы сказал скорее махаянская,когда буддизм сутр смешался с индийской тантрой, получилась махаяна,когда махаяна смешалась с боном, получилась ваджраяна.
Не совсем так: махаяна появилась до появления тантры. примерно с первого до пятого века. А тантра с пятого по девятый века.
Когда тантра смешалась с махаяной - получилась ваджраяна.
Ваджраяна - продукт исключительно индийский. И скорее ваджраяна повлияла на бон, нежели наоборот
Эта мантра на санскрите,а в ваджраяне она искажена,как и большинство санскритских мантр, вследствии того, что санскрит для тибетцев сложен для произношения,в ваджраяне она звучит как ом муне муне маха муние соха,вот это важдраянская мантра.
Да, в тибетской ваджраяне есть в некоторых случаях "национальное" прочтение мантр.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#57 Савелов Александр » 21.06.2025, 23:46

Открываешь Дхаммападу, выбираешь любой стих , читаешь, размышляешь, анализируешь, перечитываешь... Вот вам и мантра!
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Верхнеуральск
Репутация: 155
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#58 Топпер » 22.06.2025, 06:19

Савелов Александр писал(а):Открываешь Дхаммападу, выбираешь любой стих , читаешь, размышляешь, анализируешь, перечитываешь... Вот вам и мантра!
даже близко не мантра.
Вообще просто ничего общего с мантрами.

Мантры в индуизме и ваджраяне "работают звуком/вибрациями", а не смыслом. А Дхаммапада - это не просто смысловые, стихотворные гатхи, у них ещё есть и комментарий раскрывающий обстоятельства их произнесения.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#59 Савелов Александр » 22.06.2025, 12:30

Ну не согласен... Насчёт Ваджраяны сказать ничего не могу, посвящения в Тантру не получал. Потому, что при посвящении в Тантру нужно железно соблюдать самайи иначе нарушения грозят падением в нижнии миры а я не был уверен, что смогу прожить жизнь без нарушений ну и тантра меня всегда чем то отталкивала своим каким то шаманизмом В школе Гелуг есть довольно известная мантра называется сущность зависимого возникновения.

Сущность мантры зависимого возникновения!

**************************************************
ОМ ЙЕ ДХАРМА ХЕТУ-ПРАБХАВА
ХЕТУМ ТЕШАМ ТАТХАГАТО ХЙАВАДАТ
ТЕШАМ ЧА ЙО НИРОДХА
ЭВАМ ВАДИ МАХА ШРАМАНА ЙЕ СВАХА
**************************************************

Значение мантры зависимого возникновения!

***************************************************
Все явления возникают из причин.
Татхагата правозгласил те причины.
Он так же правозгласил их прекращение.
Так говорил великий провидец!
***************************************************

Это мантра начинается с санкритского слога ОМ этот слог состоит из трёх звуков А-У-М. А-символизирует тело. О- символизирует речь. М- символизирует наш ум. Так же эти три звука символизируют тело речь и ум Будды-Пробуждённого. Другими словами произнося мантры и слог ОМ мы должны помнить, что наша задача стать пробуждённым мы должны трансформировать своё тело речь и ум, чтобы они стали телом, речью и умом пробуждённого.
Но каким образом нам это сделать? И здесь стоит йе дхарма хету. Йе - значит эти, Дхарма - явления(явления страданий и явления счастья), Хету- причины, Прабхава - возникает. То есть все явления страданий и счастья возникают из своих собственных причин!
ХЕТУМ ТЕШАМ ТАТХАГАТО ХЙАВАДАТ... ХЕТУМ- это родительный падеж от Хету- причины. Татхагата - эпитет Будды(тот кто пришёл, ушёл), Хйавадат - учил или сказал. То есть эти причины,причины этих страданий были обьяснены Татхагатой. Счастье или страдание которые мы испытываем они возникают из своих собственных причин.
ТЕШАМ ЧА ЙО НИРОДХА... Ниродха - это прекращение, завершение. То, что все эти страдания могут быть прекращены. И хоть кто может стать Буддой(Арахантом), мужчина , женшина, животное в конце концов все могут стать Буддой(Арахантом).
ЭВАМ ВАДИ МАХА ШРАМАНА ЙЕ СВАХА... Маха - великий, ШРАМАНА - святой или мудрец. Йе Сваха - так было установлено, основа для этого обьяснения.

И произнося эту мантру мы должны помнить , что она очень практична. Даже произнеся эту мантру миллион раз мы не станем нобелевским лауреатом по физике, по тому что не создали для этого причин. Что бы избавится от страданий мало читать мантру авалокитешвары или зелёной тары в надежде на их помощь. Мы должны найти причины этих страданий и избавится от этих причин! Чтобы стать счастливым мы должны создать причины для счастья и прекратить причины для страдания.
И когда мы произносим эту мантру она даёт всё более и более глубокую уверенность, убеждённость в её верности, в том, что мы должны быть практичными людьми. Мы должны опиратся на правильные причины и условия, чтобы чего то ожидать или для того, чтобы обрести счастье. И мы должны избавится от причин и условий которые ответственны за страдание для себя и других.

Так нам обьясняли её значение и практику. Как видите здесь недостаточно просто тупого повторения мантры.
Да как я слышал в Ваджраяне мантра обладает собственной жизнью, какими - то вибрациями , энергией которые сами по себе то-ли подготавливают ум к сложным медитативным практикам, то ли сами по себе ведут к освобождению. Но я в это не очень то верю.

Даже в христианстве настоятель может сказать монаху какое то кол-во раз произнести молитву и если он бездумно её повторяет это считается грехом начётничества! Ну а выше приведённая мантра как раз с очень глубоким смыслом и в чём то схожа со стихами Дхаммапады.
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Верхнеуральск
Репутация: 155
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#60 Топпер » 22.06.2025, 20:46

Савелов Александр писал(а):Сущность мантры зависимого возникновения!

**************************************************
ОМ ЙЕ ДХАРМА ХЕТУ-ПРАБХАВА
ХЕТУМ ТЕШАМ ТАТХАГАТО ХЙАВАДАТ
ТЕШАМ ЧА ЙО НИРОДХА
ЭВАМ ВАДИ МАХА ШРАМАНА ЙЕ СВАХА
**************************************************

Значение мантры зависимого возникновения!
Это НЕ МАНТРА. Это часть сутты *(индуистский "ом" и "сваха" добавили вначале и в конце

Мантры работают НЕ СМЫСЛОМ, А ЗВУКОМ (вибрациями). Именно так в индуизме Брахма сотворил мир священным звуком "аум"(ом)

В противном случае мантрой можно было бы назвать и "Отче наш" у христиан и шахаду у мусульман
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2908
Сообщения: 2488
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя