#29 Наме » 03.08.2015, 15:15
По заявленной теме у меня такой ряд вопросов возник к Буддийскому Форуму
[параллельно вопросам приведу что-то из практики христианства, за это извините, если кому-то придется что-то не по слуху,
резать ничей слух не хотел, это просто информация].
1) Вопрос первый. До скольких учеников может быть у одного учителя?
Имеется в виду не вообще учеников и последователей. А прямых, ближайших учеников.
Тех учеников, между которыми с учителем происходит постоянный взаимный обмен и прямое близкое общение. Не заочное.
Я о тех учениках, о которых сам учитель может сказать – это мои ученики.
Вне всяких сомнений, что каждый ученик индивидуален, неповторим и у каждого ученика свой путь, не похожий на путь другого ученика.
Это в свою очередь и диктует настоящий вопрос. Потому что не бывает какой-то универсальной помощи или универсальных советов, которые могли бы подойти абсолютно каждому. И, как я себе представляю, учителю необходимо возится с каждым учеником индивидуально и кропотливо.
Подобно, как даже самый хороший гроссмейстер в шахматы не может вести одновременно бесконечное количество партий. Так, наверное, даже у самого лучшего учителя не может быть бесконечное количество прямых и ближайших учеников.
От 1-2 учеников и до какого-то момента увеличение школы приветствуется.
А вот с какого-то момента, когда школа стала большая, те или иные ученики уже могут оказаться обделенными вниманием учителя.
[из Евангелия известно, что у учителя Иисуса ближайших учеников было 12-ть,
правда, фигурирует еще цифра 70, но все же общепринято считать, что 12]
Если форумчане расценят первый вопрос как важный, то он на практике может пригодиться следующим образом. Например, кто-то узнал об учителе и собрался идти к нему в ученики. Наверное, перед принятием решения будет благоразумно поинтересоваться, а сколько у этого учителя учеников? Так как если относительно много, то, может, и нет уже никакого смысла идти. Даже не смотря на то, что учитель этот самый хороший.
2) Как отличить настоящего учителя от лжеучителя?
Это тоже важный вопрос. Во все времена истории человечества кто только не рвется в учителя. Это из-за положения, удовлетворения тщеславия, ради славы, популярности, уважения, богатств и т.д. Поэтому учителями не редкость становились и не чистые на руку люди, и люди заблуждающиеся, одержимые своим заблуждением.
Какие существуют способы и признаки отличия учителя настоящего от учителя ложного?
[Иисус выступает в Евангелии против учителей вообще, призывает учеников считать себя братьями друг другу, а об учителе говорит, что учитель у каждого ученика внутри]
3) Что делать учителю с насмешками в свой адрес?
И в особенности, когда это происходит в присутствии учеников.
Понятное дело, что в случае закрытой школы это исключено. Однако образ закрытого преподавания не лишен недостатков, по моему мнению.
Заданный вопрос возникает, если учитель появляется со своими учениками на широкой публике.
И тогда любой желающий имеет возможность пообщаться или даже поспорить с учителем. В том числе это делают и другие учителя.
С различными целями или выяснить:
- кто из них опытнее, кто мудрее, или принизить учителя, или переманить его учеников.
Как быть с этим?
Понятное дело, что если учитель, скорее, шоумен, публичный человек с подвешенным языком:
- то у такого и не будет никаких проблем.
Над таким никто или не отважится насмехаться, или он сам кого хочешь засмеет.
Однако я все-таки считаю, что настоящий учитель кроток, тих и на открытой публике может себя чувствовать неловко.
[из Евангелия известно, что у Иисуса были подобные проблемы, и в сложных случаях дело доходило до того, что Иисуса ученики массово покидали, однажды даже было так, что Иисус был на грани и готов, что вообще останется без учеников]
Что касается 3-го пункта, то из жизни я сам был не раз свидетелем:
- когда в каком-нибудь религиозном обществе.
Стоило только появиться незнакомцу и дать повод, чтобы его стали считать и думать, что он кого-то учит. То на него сразу же обрушивался буквально шквал критики, придирок, споров, насмехательств и т.д. Зачастую незаслуженно. Зачастую без попытки вникнуть или разобраться в том, что говорит выступающий.
В общем, стезя быть учителем трудная, незавидная.
Это когда жизнь учителя уже не принадлежит ему самому, а принадлежит его ученикам.
Учительство - сложное и в высшей мере ответственное дело.
А самое, на мой взгляд, сложное и главное:
- это учителю нужно иметь стройное подкрепленное учение.
Или, точнее, обладать умением - стройно и подкреплено его преподавать своим ученикам.
Что касается учителей именитых, с известным именем и популярных:
- конечно, такие учителя ни под один пункт из моего сообщения не подпадают.
У таких учителей нет недостатка в учениках. Не знаю, есть ли какой смысл идти учеником к такому...
Как знать, возможно, до тебя, как до ученика, там очередь и не дойдет вовсе.
Получать же звание ученика условного или лишь заочного:
- желания нет.
По моему мнению, постигнуть без учителя нельзя никакое учение. По одним только книгам или как-то заочно и т.д. Живое, прямое общение с реальным наставником решает все. У меня было много учителей. Кто-то преподавал мне медицину, кто-то физическую культуру, кто-то приблизил меня к христианству, кто-то к иудаизму и т.д. Учений различных и полезных великое множество. И мой опыт подсказывает, что без учителя невозможно пройти путь.
Какое будет мнение Форума по затронутым вопросам.