Так как тема Я оказалась самой обсуждаемой и так как Я было вынесено в название, не будем считать это офтопом, потому выскажусь развёрнуто на эту тему. Подведу, скажем так, промежуточный вывод из обсуждений. Выскажу свою точку зрения, своё понимание вопроса.
Конструкт, концепция, идея Я. Это концепция о том, что личность, живое существо имеет некоторое постоянное вместилище, которое отлично от окружающего мира. Я - это существо, которое, на основе отличности от мира, может его воспринимать, контактировать с миром, воздействовать на него. Благодаря этому мы можем сказать "я воспринимаю", "я существую" и т.д. Если конструкта Я нет, то и существовать, воспринимать некому. На самом деле таких идей множество, Я может отождествляться с: телом и его психическими процессами; сознанием (или душой), которое временно находится в этом теле; телом и сознанием вместе; и пр. Мы можем рассматривать все эти идеи вместе, так как из слов Будды известно, что они все ложны, то есть не соответствуют абсолютной истине. То есть с точки зрения абсолютной истины, нет того, кто воспринимает, того, кто существует. Значит и вопросы типа "кто достигает Ниббаны" не имеют смысла, не корректны.
Однако, так же известно (если я не ошибаюсь), что окончательно от идеи Я избавляются только араханты, у всех остальных она есть, пусть и в какой-то минимальной доле. То есть, когда мы говорим, что концепция ложная - это некоторая интеллектуальная игра с самим собой, так как внутри мы всё равно придерживаемся этой идеи, нам от неё не отказаться. Можно сказать, что мы повторяет за Иваном Ильичом, про которого
Толстойписал:
- Скрытый текст
- " Тот пример силлогизма, которому он учился в логике Кизеветера: Кай -- человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай-человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо; он был Ваня с мама, с папа, с Митей и Володей, с игрушками, кучером, с няней, потом с Катенькой, со всеми радостями, горестями, восторгами детства, юности, молодости. Разве для Кая был тот запах кожаного полосками мячика, который так любил Ваня? Разве Кай целовал так руку матери и разве для Кая так шуршал шелк складок платья матери? Разве он бунтовал за пирожки в Правоведении? Разве Кай так был влюблен? Разве Кай так мог вести заседание?
И Кай точно смертен, и ему правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями,-- мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно.
Так чувствовалось ему. "
С другой стороны, Я существует на уровне относительной истины, в том плане, что на этом уровне есть некоторая относительная отдельность, причём есть у всех, даже у Будды. Вспомним, что Будда (помним, что Будда не врёт) про себя говорил Я, например, в Джатаках он повторяет "
отцом же был я сам", "
Саккой же я сам" и так далее. То есть он не отрицает, что есть Я. Но Будда знает, что это только на относительном уровне правда. Знает - в отличии от нас, которые часто любят говорить, что Я не существует.
Да, говорить, и думать, "я то, я сё" просто удобнее, но для того и существуют конструкты, чтобы упрощать.
Кроме этого есть ещё цепляние за Я. От него, опять же, если правильно помню, избавляются на первом уровне святости, сотапаны, то есть у всех обычных людей оно есть. Следовательно тут тоже во многом лишь интеллектуальная игра. Хотя, конечно же, это игра должна помогать избавиться от цепляния за Я и от самой идеи Я.
Цепляние происходит из-за желания ( можно сказать жажды нашего эго) существовать как личность, как отдельность. С другой стороны, цепляние существует из-за неправильного представления о том, что Я реально существует.
То есть все мы, кроме арьев, можем сколько угодно говорить о том, что нет Я, не нужно за него цепляться, но всё равно верим в Я и цепляемся за него. И тут мне кажется, что нужно знать врага в лицо, а не замалчивать проблему. То есть понимать, что мы верим в идею Я, не можем от отказаться цепляния, и как-то использовать это в своих практических целях.