Дхамма и миряне. Мирская практика буддизма

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 4

#1 aNiMa-00170 » 17.11.2018, 22:15

~ :: Восемь внимательных шагов к счастью :: ~

Наивысшее счастье – это блаженство достижения стадий просветления. С достижением каждой следующей стадии наше бремя становится легче, а наше ощущение счастья и свободы усиливается. Последняя стадия просветления – полное освобождение от всех негативных состояний ума, дарит нам непрерывное, совершенное счастье. Будда советовал нам научиться отпускать привязанность к низшим формам счастья и сосредоточить все усилия на достижении наивысшей формы счастья: просветления.

В то же время он призывал людей быть настолько счастливыми на всех уровнях, насколько это возможно. Тем из нас, кто верит лишь в счастье, основанное на чувственных наслаждениях, он дал мудрый совет избегать мирских проблем и достичь максимального мирского счастья, например, развивая качества, благодаря которым обретается материальное благополучие и налаживается семейная жизнь. Тем, кто устремляется выше и хочет родиться в мирах блаженства, он рассказал, как достичь этой цели. Тех же, кто хотел достичь наивысшей цели, просветления, он учил пути к её достижению. К какой бы форме счастья мы ни стремились, мы используем шаги Восьмеричного пути.

https://www.litmir.me/br/?b=584295&p=4

— дост. Бханте Хенепола Гунаратана, ~ монах
и учитель традиции Тхеравада. Буддаяна

....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#2 aNiMa-00170 » 17.11.2018, 22:16

:: Путь буддиста-мирянина к счастью (The Layman's Way to Happiness) ::
(перевод с англ.: Т. Гопко)

Жизнь в современном мире стала чрезвычайно трудной и полной проблем.
Хотя остаётся фактом то, что уровень жизни в целом улучшился, человек всё же безмерно страдает под тяжестью стрессов современной жизни. Физическое состояние человека ухудшилось до такой степени, что он погибает преждевременной смертью от заболеваний, таких как рак, сердечная недостаточность, сахарный диабет и др.

Человек охвачен таким сильным умственным напряжением, что не способен расслабиться и даже не может насладиться крепким сном без помощи транквилизаторов. В этой ситуации межличностные отношения стали настолько хрупкими и уязвимыми, что уровень разводов действительно стал тревожно высоким, тем самым, давая ход целому ряду других социальных проблем, таких, как беспризорные дети, детская преступность, самоубийства и др.

Таким образом, жизнь стала проблематичным бременем, и решение сделать жизнь более приемлемой и приятной стало решающей, большой и настоятельной необходимостью для того, чтобы исправить и возвысить нашу цивилизацию.

Поскольку слово Будды имеет непреходящую ценность и универсальную применимость и, поскольку он обучал не только монахов и монахинь, но также и мирян, полезно обратиться к учению Будды, которое касалось бы нашей сегодняшней проблемы.


В Анана Сутте (в разделе Паттакаммавагга (Pattakammavagga), Ангуттара Никая 4.62)) представлена проповедь Будды мирянину Анатхапиндике о четырех видах удовольствий мирян. Считаем, что предлагаемый нами текст поучения освещает вопросы, которые помогают решить и современные проблемы.

В нём перечислены четыре вида счастья (для мирян):

1. Аттхисуккха (Atthisukha) — счастье обладания благосостоянием;

2. Бхогасуккха (Bhogasukha) – счастье использования благосостояния;

3. Ананасуккха (Ananasukha) — счастье свободы от долгов;

4. Анаваджджасуккха (Anavajjasukha) – счастье безупречной жизни.

Давайте рассмотрим эти виды, один за другим, и то, как можно использовать эти четыре источника счастья для того, чтобы жить счастливой жизнью в современном мире.

1. Аtthisukha – «счастье обладания благосостоянием». Человек должен не только вести праведную жизнь, избегая порицаемой работы, например, связанной с торговлей мясом, спиртным, ядом, огнестрельным оружием и рабами, он должен также правильно относиться к своему занятию. Например, если врач приветствует эпидемию в населенном пункте, потому, что может на этом заработать много денег, или торговец, надеясь на стихийные бедствия,

поднимает рыночные цены, то деньги, заработанные такими недобросовестными людьми, не являются честным заработком, поскольку намерения этих людей были нечистыми и порочными. Нельзя также обманывать или использовать других, зарабатывая себе на жизнь. Зарабатывая благосостояние, необходимо проявлять большое усердие. Благосостояние, заработанное усердным трудом, называется праведным благосостоянием (dhammika dhammaladdha).


Опять же, можно обладать и большим богатством, но если человек не испытывает чувство удовлетворённости тем, что он имеет, то нельзя сказать, что у него есть «счастье обладания» (atthisukha). Такому человеку копить богатство — всё равно, что пытаться наполнить бездонную бочку. Это один из распространенных недугов, который мы видим в современном обществе. Чрезмерное накопление богатства становится не источником счастья, а источником жадности, беспокойства и зависти.

Такое (неправедно нажитое) богатство делает его обладателя мишенью для зависти и махинаций других порочных лиц, поэтому время от времени происходят шантаж и похищения людей. Но если кто-то правильно добывает средства к существованию и правильно относится к благосостоянию, он может избежать многих опасностей в современном мире, которые сопутствуют приобретению материальных благ... Удовлетворённость же вызвана тем, что человек радуется успехам других и делится своим благосостоянием с достойными и нуждающимися.

2. Bhogasukha – «счастье использования благосостояния». Ценность благосостояния — в его использовании, а правильное его использование — это искусство, которое стоит тщательно культивировать. В учении Будды осуждается как расточительность, так и скупость. Необходимо поддерживать здоровый, сбалансированный уровень жизни и жить по средствам.

Если при использовании благосостояния человек погрязнет в удовольствиях, то спустя очень короткое время он обязательно столкнётся с опасностью для своего здоровья.
Если, например, кто-то чрезмерно наслаждается едой, только потому, что может себе это позволить, он в скором времени приобретёт болезни, такие как, например, сердечная недостаточность или высокое кровяное давление, или ожирение, или диабет.
В итоге такой человек встретится с ситуацией, что называется — "порезать шею собственным языком". Умеренность в пище — это добродетель, которая восхваляется в буддизме, и эта привычка содействует укреплению здоровья.

Часто, стремясь насладиться благосостоянием, человек, кроме того,
приобретает вредные привычки, такие как курение и употребление алкоголя.

Парадоксально, что человек, который действительно любит себя больше всего, действует так, словно он себе злейший враг, предаваясь привычкам, которые в конечном итоге делают его развалиной. Медициной установлено, что курение вызывает самый высокий процент рака лёгких, и что употребление никотина наносит непоправимый ущерб жизненно важным органам тела, включая мозг и печень.
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#3 aNiMa-00170 » 17.11.2018, 22:17

... Если бы человек остановился, чтоб, хотя бы, просто задуматься о собственном благополучии, и если бы только он проявил хоть малейшее, сострадание к самому себе, он бы не попал в когти этих порочных привычек. Состоятельные люди часто заканчивают жизнь ситуацией, подобной жалкой участи муравья, упавшего в горшок с мёдом. Такие люди не способны быть счастливы, используя своё благосостояние (bhogasukha).

Они рассматривают тело только как инструмент для получения удовольствия и изнашивают, и истощают своё тело вдвое быстрее, чем в случае естественного процесса его старения. Если мы любим себя, мы должны заботиться должным образом о нашем теле, не изнеживая его и не изнуряя. С помощью того же тела мы можем ощутить не только чувственные удовольствия, но также и счастье Ниббаны.

Другой аспект наслаждения материальными благами — это искусство делиться. Если человек, не являясь скупым "жмотом" — "адиннапуббакой" (аdinnapubbaka), учится делиться своим благосостоянием с теми, кто этого достоин или с менее удачливыми и бедными, он будет иметь благородный опыт сорадования радости других существ. В то же время он будет учиться милосердию и увидит доброту других людей, вместо того, чтобы стать объектом зависти, ревности и бесконечных интриг.


3. Ananasukha – «счастье быть свободным от долгов» является третьим видом счастья, о котором идёт речь в нашем тексте. Если вы в экономическом плане можете быть полностью свободными от долгов, то вам крупно повезло. Чтобы действительно жить без долгов в обществе, необходимо тщательно выполнять свои обязательства.

Как наёмный работник — человек должен выполнять свои обязанности, за которые ему платят, в противном случае он может оказаться должником работодателя.
Будучи родителем, человек должен выполнять свои обязанности по отношению к детям.

В нашем обществе детей учат уважать своих родителей и заботиться о них, но нужно иметь в виду, что родители также должны быть достойны того уважения, которое им выказывают, и быть хорошими родителями.
Следует подчеркнуть, что отцы, которые пренебрегают своими семьями вследствие своего пристрастия к таким порокам, как пьянство и азартные игры, далеки от идеала.
Человек может ощутить счастье свободы от долгов, только тогда, когда он выполняет свои обязательства в отношении всех социальных ролей, которые он дал согласие и обещание выполнять.

4. Anavajjasukha – «счастье безупречной жизни». Это высшая форма счастья, какое может испытывать мирянин. Каждое общество имеет правила этики, которым должны следовать его члены. Согласно Учению Будды, минимальным набором правил этики, регулирующим жизнь его приверженцев, является «панчашила» (pancasila): "пять заповедей". Если кто-то выполняет эти правила, он может испытывать большое удовлетворение от праведного образа жизни.


Воздержание от совершения по-отношению к другим того, чего не желаешь себе, является основным незыблемым принципом, лежащим в основе этих правил. Буддизм говорит о «хири» и «oттaппa» — чувствах стыда и страха совершить проступок, как о «дева-дхаммах» или двух «божественных качествах». Это основные качества, которые отличают человека от мира животных. В отличие от животных, человек имеет совесть, которая делает его чувствительным по-отношению к неправильным поступкам... Буддизм рекомендует очищать свой ум, а также размышлять.

Действия ума, которые проистекают из алчности, отвращения
и невежества приносят вред и, следовательно, осуждаются.
Давайте посмотрим, как такие умственные акты приводят к страданию.

Возьмём, к примеру, ситуацию, когда человек находится в гневе. Каковы симптомы гнева? Затруднённое дыхание, учащённое сердцебиение, быстрая циркуляция крови, ощущение жара, потливость, дрожь, беспокойство и др. – всё это телесные проявления гнева. Это, конечно, неприятный физический опыт.
Каждый раз, когда человек вспоминает то, что вызвало его гнев, даже если гнев физически проявляется не так явно, человек чувствует сильное беспокойство и ощущает себя не в своей тарелке. Мы используем такие выражения, как "кипит от гнева, "не буди во мне зверя" и т.д. давая понять, что мы сердимся, и эти идиомы очень выразительно отражают ситуацию.


Невозможно испытывать одновременно гнев и счастье. Раздражительный человек — это в действительности очень унылый человек и, что ещё хуже — он заражает других людей вокруг себя этим состоянием уныния! Развитие таких 4-х возвышенных состояний, как:
любящая доброта, сострадание, сорадование и уравновешенность реально способствует счастливой жизни. Те, кто живёт с такими установками, обычно приятные и дружелюбные люди, которые могут быть счастливы и в одиночестве, даже в удалённых и пустынных местах, так же, как и в компании.

Если мы по-настоящему осознаем значение этих четырёх видов счастья, освещённых в сутте, и воплотим их в действие, тогда наша жизнь будет намного более приятной, легкой, спокойной, счастливой и благородной даже в наш современный век.

— перевод: Татьяна Гопко
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Nwad » 18.11.2018, 11:25

Садху!

aNiMa-00170 писал(а):Буддизм говорит о «хири» и «oттaппa» — чувствах стыда и страха совершить проступок, как о «дева-дхаммах» или двух «божественных качествах». Это основные качества, которые отличают человека от мира животных.
Но тут не согласен ;) Я уверен что у любых социальных, особенно развитых (приматы, касатки...), животных есть понятие этики и страдание от асоциальных поступков ... Могу ошибаться но мне кажется это необходимый аспект поведения социальных животных.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Топпер » 18.11.2018, 15:26

Nwad писал(а):Но тут не согласен ;) Я уверен что у любых социальных, особенно развитых (приматы, касатки...), животных есть понятие этики и страдание от асоциальных поступков ... Могу ошибаться но мне кажется это необходимый аспект поведения социальных животных.
В какой-то степени, возможно, есть и у животрных. Но например страха совершить неблагие каммические поступки и т.п. у них нет. Т.е. нет мудрости и понимания того, что можно в следующей жизни угодить в ад или мир животных.
Тут это действительно прерогатива людей и дэвов.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2833
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#6 Nwad » 18.11.2018, 16:12

Топпер писал(а):В какой-то степени, возможно, есть и у животрных. Но например страха совершить неблагие каммические поступки и т.п. у них нет.
Да Бханте , тут я согласен, если рассматривать волевые действия конечно. Но с другой стороны определённые логические умозаключения по типу : "если украду еду у товарища то потом будут проблемы " у них толжны быть. В принципе если есть логика то есть и определённое количество мудрости мне так кажется.
Я вот кстати наблюдал за сороками, и однажды один из их товарищей лежал мёртвым, и воокруг него собралось штук 5 других сорок и одна из них стояла над трупом и тихо что то покаркивала... я не знаю что это было, но слышал что у некоторых животных даже есть ритуальные пост-смертные действия, тоесть возможно у них имеется какие-то понятия или догадки о том что происходит потом а значит и о каких то моральных принципах : мол после смерти что то есть и значит надо вести себя по сорочьи а не по человечески ;)

Но это всё спекуляции конечно !
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#7 Den » 18.11.2018, 17:19

Nwad писал(а):Да Бханте , тут я согласен, если рассматривать волевые действия конечно. Но с другой стороны определённые логические умозаключения по типу : "если украду еду у товарища то потом будут проблемы " у них толжны быть. В принципе если есть логика то есть и определённое количество мудрости мне так кажется.
Я вот кстати наблюдал за сороками, и однажды один из их товарищей лежал мёртвым, и воокруг него собралось штук 5 других сорок и одна из них стояла над трупом и тихо что то покаркивала... я не знаю что это было, но слышал что у некоторых животных даже есть ритуальные пост-смертные действия, тоесть возможно у них имеется какие-то понятия или догадки о том что происходит потом а значит и о каких то моральных принципах : мол после смерти что то есть и значит надо вести себя по сорочьи а не по человечески ;)

Но это всё спекуляции конечно !
Я будучи школьником наблюдал ритуал прощания со старцем, среди стаи голубей.
Причём сразу интуитивно понял что это какой-то ритуал. В воздухе кружила стая голубей вокруг старого немного седого голубя.
Сделали несколько прощальных совместных кругов, и приземлились на землю. Старый голубь был в самом центре в полутора метрах от остальных, все остальные на него смотрели и прощались. Через 30 сек они разом взмыли в воздух, а тот старец остался.
Я подошёл к нему, а он даже не испугался абсолютно. Тогда я взял его в руки и посмотрел в глаза. И почувствовал его мысль: "Я не боюсь смерти, что ты сможешь мне сделать? Ведь я уже готов умереть". Я опешил от уважения к нему и своей невежественной молодости. Положил его, отошёл и стал смотреть. Через 5 мин он взял и умер.
Это было потрясающе. Я стал уважать животных. У них просто своя социальная среда, свой уровень.
Допускаю, что возможно это моё домысливание, но интуитивно всё было именно так.
Den
Репутация: 25
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 25.05.2018
Традиция: Нет


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя