Помехи- 1. Три вида неблагого поведения (Телом, Речью, Умом)
Помехи кратко -
- Скрытый текст
- 1.Чувственные желания (камаччанда)
2. Недоброжелательность (вьяпада)
3. Лень и апатия (тхина-миддха)
4. Неугомонность и сожаление (уддхачча-куккучча)
5. Скептические сомнения (вичикиччха)
2. - основной список помех:
- Скрытый текст
- * Неправильные воззрения (диттхи)
* замутнённость ума,
* отсутствие бдительности,
* отсутствие охраны дверей органов чувств,
* отсутствие умеренности в еде,
* двуличность,
* лесть.
* чувственное желание,
* недоброжелательность,
* лень и апатию,
* неугомонность и сожаление,
* сомнение,
* и он не увидел чётко, правильной мудростью, в соответствии с действительностью опасность в чувственных удовольствиях.
* чувственная мысль,
* недоброжелательная мысль,
* мысль о причинении вреда,
* чувственное восприятие,
* недоброжелательное восприятие,
* восприятие причинения вреда.
* мысли о [своей] варне,
* мысли о родной земле,
* мысли о том, чтобы [другие] к нему плохо не относились.
* наслаждения работой,
* наслаждения разговорами,
* наслаждения сном,
* наслаждения компанией,
* трудность в исправление,
* Зависть
* Возбужденность, неугомонность (уддхачча)
* Жульничество
* Бесстыдство (ахирика)
* и он не пересматривает то, до какой степени освобождён его ум.
Также : Скупость в отношении
(1) жилищ…
(2) семей…
(3) обретений…
(4) похвалы…
(5) Дхаммы. Не отбросив этих пяти вещей, человек неспособен войти и пребывать в первой джхане.
Необходимые развитые качества для достижения Джханы
1. Вера в Будду
2. Стыд при совершении неблагих поступков или подобных помыслах
3. Боязнь свершения неблагих поступков
4. Изучение Дхаммы, т.е. учения Будды
5. Усердие
6. Осознанность
7. Мудрость
Дополнительно
- Скрытый текст
- 1."Умение в благом"
2. Достижение "покоя"
3. Прилежание
4. Предельная честность
5. Мягкость
6. Отсутствие гордыни/высокомерия
7. Кротость
8. Скромность
9. Малое отсутствие желаний
10. Малая вовлечённость в мирские дела
11. Мудрость
12. Навык в охране дверей органов чувств
13. Учтивость
14. Отсутствие алчности
15. Безупречное поведение даже в мелочах (за которое мудрый не упрекнул бы)
п.с
Далее - по сути весь канон и весь (Б8П) устроен для преодоления неблагого поведения, помех, глупости и тд. Поэтому в целом его нужно брать весь для изучения. И поэтапно для практики и соответственно для достижения Плода Сотопанны или например Джханы (той Джханы которой учил Благословенный ). И последующего развития вплоть до Ниббаны.
поэтому добавлю несколько ссылок для проявляющих интерес старичков и новичков, и *случайно* зашедших гостей (приветствуем вас и добра вам, располагайтесь поудобнее )
Самое главное. Что стоит изучать-практиковать всегда,средство передвижения, основа, Дхамма, Учение Будды
1. http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/suttas-themes.htm
Что также стоит изучить -
2. http://www.theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm#a1
3. http://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=9&t=2258
4. https://theravada.world/podlinnost-palijskih-sutt-thanissaro-bhikkhu/
Практика Бхиккху и Мирян имеет много отличий, для мирян свои практики, для бхиккху свои (иногда некоторые это путают и подменяют понятия)
о практике для мирян можно почитать непосредственно в каноне ( /viewtopic.php?f=28&t=3416 ) или например поискать-задать вопрос на форуме или в телеграмм чате
Процитирую также Бханте Пуннаджи
- Скрытый текст
- Мирской путь (Путь домохозяина)
٭ Путь выше мирского (Путь монаха)
Итак, вот Возвышенный
Восьмеричный Путь Будды, а именно:
1. Гармоничные Воззрения,
2. Гармоничное Устремление,
3. Гармоничная Речь,
4. Гармоничное Действие,
5. Гармоничный Образ жизни,
6. Гармоничное Усилие,
7. Гармоничная Осознанность,
8. Гармоничная Равновесие ума.
Миряне могут практиковать на первых пяти уровнях, и изредка, иногда, время от времени — на шестом. Монахи (бхиккху) могут практиковать на шестом, седьмом и на восьмом уровнях — после того, как они уже прошли первые пять уровней.
Мирянин (уровень I ) главным образом взращивает пять вещей:
1) преданное служение, приверженность (saddha, «уверенность»)
2) добродетельный образ жизни (sila, «нравственность», «правило»)
3) изучение Дхаммы (suta, «образованность», «изучение»)
4) пожертвование, благодарность, поддержка (caga, «щедрость»)
5) способность проникать в суть, понимать умственные процессы (pañña, «мудрость»)
Монах (уровень II ) преимущественно взращивает другие пять вещей:
1) преданное служение, приверженность (saddha, «уверенность»)
2) — (6) сила воли (viriya, «усердие, настойчивость»)
3) — (7) сосредоточенность внимания, осознанность (sati, «памятование»)
4) — (8) спокойствие, безмятежность ума (samadhi, «сосредоточение, буквально «собранность» ума»)
5) способность проникать в суть, понимать умственные процессы (pañña, «мудрость»)
Практики обоих этих уровней направлены на одну и ту же
единственную самую Высшую цель — достижение Ниббаны
Но и не забывая о домохозяине Читте (на которого Будда советовал равняться)
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/SN/samyutta-41.htm
но также не забываем что он был лучшим среди Мирян! при живом Будде! среди тысяч а возможно и десятков тысяч Сотопанн и даже Сакадагами и Анагами
не будем забывать и о беседе Сарипутты и Анатхапиндики (перед его смертью), где прозвучало -
«Такая беседа по Дхамме, домохозяин, не даётся мирянам, одетым в белое. Такая беседа по Дхамме даётся тем, кто ушёл в бездомную жизнь».
Виды Практики (в основе для Бхиккху)
- Скрытый текст
- 1. Четыре основы осознанности
- осознанность к телу, (1)
- осознанность к чувствам, (2)
- осознанность к уму, (3)
- осознанность к умственным феноменам. (4)
2. Четыре усилия
- усилия к недопущению появления неблагих состояний ума (5)
- усилия к оставлению возникших неблагих состояний ума (6)
- усилия к порождению благих состояний ума (7)
- усилия к поддержанию уже возникших благих состояний ума (8)
3. Четыре основы сверхъестественных сил
- сосредоточение и усилие в нём, основанное на желании (чханда) (9)
- сосредоточение и усилие в нём, основанное на желании (усердии) (10)
- сосредоточение и усилие в нём, основанное на уме (читта) (11)
- сосредоточение и усилие в нём, основанное на изучении (виманса) (12)
4. Пять качеств (панча индрия)
- вера (саддха) (13)
- усердие (вирия) (14)
- осознанность (сати) (15)
- сосредоточение (самадхи) (16)
- мудрость (паннья) (17)
5. Пять сил (панча бала)
- [дубль] вера (саддха) (18)
- [дубль] усердие (вирия) (19)
- [дубль] осознанность (сати) (20)
- [дубль] сосредоточение (самадхи) (21)
- [дубль] мудрость (паннья) (22)
6. Семь факторов просветления
- осознанность (23)
- исследование состояний (дхаммавичая) (24)
- усердие (вирия) (25)
- восторг (пити, джхановый фактор) (26)
- безмятежность (пассаддхи) (27)
- сосредоточение (самадхи) (28)
- невозмутимость (упеккха) (29)
7. Благородный Путь
правильные:
- воззрения (30)
- устремления (31)
- речь (32)
- действия (33)
- средства к жизни (34)
- усилия (35)
- осознанность (36)
- сосредоточение (37)
Также в контексте Джханы интересно процитировать - http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts ... a-dukkha-kkhandha-sutta-sv.htm
- Скрытый текст
- «Маханама, в тебе всё ещё есть внутренне неотброшенное тобой состояние, из-за которого временами эти состояния жажды, злобы, заблуждения наводняют твой ум и остаются в нём. Ведь если бы это состояние уже было бы в тебе внутренне отброшено тобой, то ты бы не жил домохозяйской жизнью, ты бы не наслаждался чувственными удовольствиями2. Именно из-за этого внутренне неотброшенного тобой состояния ты живёшь дома и наслаждаешься чувственными удовольствиями.
Даже несмотря на то, что ученик Благородных ясно увидел правильной мудростью в соответствии с действительностью, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, но больше страданий и отчаяния, и что опасность, заключённая в них, и того больше, [всё же], пока он всё ещё не достигает восторга и счастья, что отделены от чувственных удовольствий, отделены от неблагих состояний, или же [пока он не достигает] чего-то более умиротворённого, нежели это, то его всё ещё могут привлекать чувственные удовольствия3. Но когда ученик Благородных ясно увидел правильной мудростью в соответствии с действительностью, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, но больше страданий и отчаяния, и что опасность, заключённая в них, и того больше, и [когда] он достигает восторга и счастья, что отделены от чувственных удовольствий, отделены от неблагих состояний, или же [когда он достигает] чего-то более умиротворённого, нежели это, то тогда его более не привлекают чувственные удовольствия.
еще можно добавить что например Сутта Все
- Скрытый текст
- Благословенный сказал]: «Монахи, я объясню вам, что такое «всё». Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Как скажете, учитель» – ответили монахи.
Благословенный сказал: «Что такое «Всё»? [Это] глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и тактильные ощущения, ум и ментальные феномены. Это, монахи, называется «всё». И если кто-либо скажет: «Отвергнув это «всё», я опишу иное «всё» – то с его стороны это будет лишь пустым хвастовством. Если бы его расспросили [на этот счёт], то он не смог бы ответить и повстречал бы лишь досаду. Почему? Потому, что это вне его области [познания]».
Стоит подчеркнуть что Джхана это сверхмирское достижение для аскетов, и список указанный в качестве помех и предварительной практики, необходимых факторов для правильной Джханы, как бы об этом намекает. Учитывая что учение Будды истинно и предписано самим Буддой (Благословенным Арахантом, отрубившим путы, обладающим до максимума развитыми умелыми мирскими и сверхмирскими качествами, максимальной Мудростью) на него можно положиться.