Виртуальность и камма

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

#1 Epihod » 13.11.2013, 08:50

В процессе игры в охотничий симулятор возник закономерные вопрос: накапливается ли камма в процессе игры? Эмоции и намерения возникают однозначно, но физической реализации этих намерений не происходит. Но так как ум настроен на убийство, то намерение убийства получается возникает (и выходит через ум накапливается негативная камма). Я понимаю, что звери не настоящие (на настоящих у меня рука не поднимется), но осадочек-то остается. Прошу помочь разрешить внутренний конфликт.

Варианты: ну и не играйте - не принимаются. Принципиально интересует вопрос: возникает ли камма?
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 253
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#2 balabust » 13.11.2013, 10:36

Ну на всякий случай просто не играйте раз это вас беспокоит.


:: Аджан Брахм — Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье :

Решение проблемы

У меня, буддийского монаха, часто бывает возможность выступать в прямом эфире на радио. Принимая последнее приглашение на радиостанцию, мне следовало быть более осторожным. Только после того, как я вошёл в студию, мне сообщили, что передача посвящена «взрослой тематике» и что я должен буду в прямом эфире отвечать на вопросы аудитории на пару со знаменитым сексологом!

Когда мы преодолели трудности с произношением моего имени в эфире (мы пришли к согласию, что я буду выступать под именем «г-н Монах»), мои дела пошли очень хорошо. Будучи монахом, принявшим обет безбрачия, я мало что знал о подробностях интимных отношений, однако в вопросах звонивших легко распознавались скрытые проблемы, тревожившие этих людей. Вскоре все поступающие звонки были адресованы мне, и всё закончилось тем, что я выполнял практически всю работу по ведению двухчасовой радиопередачи.

Однако там был ещё профессиональный сексолог, получивший чек на значительную сумму. Мне, как монаху, который не может принимать деньги, досталась только одна плитка шоколада. Буддийская мудрость снова разрешила базовую проблему. Чек съесть нельзя, а шоколад был очень вкусным. Проблема разрешена, м-м-м!

В прямом эфире другой радиопередачи один слушатель задал мне такой вопрос: «Я женат. У меня роман с другой женщиной, и моя жена об этом не знает. Это нормально?»

Что я должен был ответить?

«Если бы всё было нормально, - ответил я, - вы бы сейчас не звонили, чтобы задать мне этот вопрос».

Многие люди задают подобные вопросы, зная при этом, что поступают неправильно, но они надеются, что какой-нибудь «специалист» убедит их, что всё нормально. Глубоко внутри большинство людей знают, что правильно и что неправильно, - только некоторые не слушают внимательно внутренний голос.

Источник - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4352307


зы Играйте Симс))
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Epihod » 13.11.2013, 10:43

Исчерпающе :agree: пожалуй, если у меня игра вызывает подобные мысли, то правда стоит завязать.

Но остается вопрос: накапливается ли камма? Вне зависимости от моего душевного спокойствия. Ведь можно играть без подобных желаний, ну как посуду мыть. Является ли неокрашенное эмоционально намерение убийства, фактически не существующего существа, результатом каммы?
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 253
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Limemill » 13.11.2013, 11:29

Я, конечно, не знаю, но полагаю, что камма действия (телом) приводит к гораздо более серьезным последствиям, чем камма мысли. По факту, желание, может и есть, но действия нету (погибает вымышленный, несуществующий персонаж). Но это, конечно, просто я пальцем в небо сейчас тыкаю. ))
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Epihod » 13.11.2013, 11:50

Вопрос не в том создается ли камма убийства. На мой взгляд очевидно нет, живое существо же не лишается жизни. Вопрос создается ли негативная камма от намерения убийства и "суррогата" его реализации. Помню новости из США, когда наигравшись в ГТА, люди начинали потом стрелять в реальной жизни в других людей. Видимо влияние негативное на поток ума имеет место быть :upset:
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 253
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#6 SV » 13.11.2013, 12:15

Но остается вопрос: накапливается ли камма?

Здесь можно привести игру в солдатиков или другие игрушки, где дети (мальчики особенно) убивают игрушками других игрушек. Игра в солдатиков например. Есть ли здесь убийство? Очевидно, нет. Но есть скорее реализация неких скрытых склонностей :wink:

люди начинали потом стрелять в реальной жизни в других людей. Видимо влияние негативное на поток ума имеет место быть

Да, мы этот вопрос на старом форуме Тхеравады.ру уже поднимали. Очевидно, негативное влияние существует, раз идут убивать. С другой стороны, это не является абсолютным и даже основным фактором, т.к. другие миллионы человек не идут расстреливать людей, и вообще не испытывают недоброжелательности.

Мне кажется, вопрос здесь заключается в умелом/неумелом направлении ума, которое на пали называется йонисо манасикара. Если человек совсем неумело направляет внимание, то начинает воспринимать игру как реальную жизнь. И вот тогда происходит "сдвиг по фазе". Что касается реальных игр с реальными персонажами, как то реальные люди, очень похожие на настоящих (ну или животные), то здесь гораздо легче сбить восприятие на неправильное. Например, можно в этой же связи рассмотреть какую-нить тряпичную куклу и манекена. И то и другое по сути одинаковы - но если кукла никак не настраивает ум на восприятие куклы реальной личностью, то манекен настраивает ещё как - из-за близости во внешнем облике. Если он ещё и двигается (например, сделают когда-нить робота похожего), то близость будет ещё сильнее, и это ещё сильнее будет сбивать восприятие с правильного на неправильное.

Что в итоге происходит из-за такого сбитого восприятия? С одной стороны человек начинает ошибочно полагать, что он кому-то сделал плохо, убил кого-то. С другой стороны, из-за этого же сбитого восприятия, в нём сильнее формируются негативные тенденции в отношении к реальным людям, убийство которых уже реально создаёт камму. Поэтому, в принципе, можно заключить, что очень близкие к реальности игры с убийством людей способствуют устремлению ума к жестокости и причинению вреда. Менее реальные к реальности игры (типа Марио, например :smile: ), практически никак не способствуют, только если человек будет сам специально перенастраивать восприятие на причинение жестокости.

PS: Ещё есть такая тема как срыв гнева на неодушевлённых вещах. Когда человек представляет любую неодушевлённую вещь неприятным ему человеком и ударяет её, ломает, разбивает. Тут тот же принцип действует. Человек специально изменяет восприятие, чтобы дать волю гневу.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Limemill » 13.11.2013, 12:43

SV прав, конечно. Достаточно посмотреть на профессиональных игроков в любые шутеры. Им совершенно до фонаря, кого и как они там убивают. Они сами убирают все текстуры, оставляют чуть ли не голые геометрические формы и спокойно, без лишних эмоций делают то, что приносит им деньги. )) В принципе, играть в шутеры для разрядки, наверное, не самый лучший, но и не самый худший вариант. Хуже, чем не копить гнев вообще или снимать его умелыми действиями, лучше, чем срываться на людей на улице и лезть бить кому-нибудь морду. )
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#8 София » 13.11.2013, 12:47

Epihod писал(а):Помню новости из США, когда наигравшись в ГТА, люди начинали потом стрелять в реальной жизни в других людей. Видимо влияние негативное на поток ума имеет место быть

По-моему, в новостях часто путают причину и следствие - то есть, люди не захотели убивать, наигравшись в ГТА, а играли в ГТА, потому что она привлекала их своей игровой жестокостью.

Ведь массовые убийства, устроенные школьниками (помните несколько особо "громких" историй?..) в стенах родных школ тоже пытались объяснить их пристрастием к компьютерным играм. А потом выяснялось, что этих школьников травили, постоянно обижали, избивали. И они просто не выдержали - тем более, что у подростков в разы более ранимая психика.
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 SV » 13.11.2013, 14:21

Ведь массовые убийства, устроенные школьниками (помните несколько особо "громких" историй?..) в стенах родных школ тоже пытались объяснить их пристрастием к компьютерным играм. А потом выяснялось, что этих школьников травили, постоянно обижали, избивали. И они просто не выдержали - тем более, что у подростков в разы более ранимая психика.

Это да, но бывали и случаи, когда именно из-за игр дети убивали других. Даже родителей. Но там причиной было не столько насилие к играм, сколько чрезмерная к ним привязанность, вовлечённость в них, а внешний мир был раздражающим фактором, мешающим всегда пребывать в игровом мире.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Ericsson » 13.11.2013, 16:55

Epihod писал(а):Помню новости из США, когда наигравшись в ГТА, люди начинали потом стрелять в реальной жизни в других людей. Видимо влияние негативное на поток ума имеет место быть

а причём тут игрухи :roll: это они наверно из-за того что хлеб ели, вот налопались хлеба у них крыша протекла они и пошли население стрелять :roll: я давно уже говорю от хлеба много зла почему его не запретить сразу жить станет лучше :shy:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 София » 13.11.2013, 17:00

SV писал(а):Это да, но бывали и случаи, когда именно из-за игр дети убивали других. Даже родителей. Но там причиной было не столько насилие к играм, сколько чрезмерная к ним привязанность, вовлечённость в них, а внешний мир был раздражающим фактором, мешающим всегда пребывать в игровом мире.

Но ведь просто так внешний мир раздражающим фактором не становится. Тут в качестве причины можно скорее указать пренебрежение родителей, которые, вместо того, чтобы заниматься детьми, усаживали их перед компьютером и не обращали внимания на то, что ребёнок нервный, что он склонен слишком сильно увлекаться. Отсутствие воспитания и недостаток внимания. :( Если ребёнок не знает, что может быть интересного в реальном мире, он может "увязнуть" в виртуальном, после которого реальный кажется слишком сложным. Сами игры тут скорее следствие.

Ericsson писал(а):а причём тут игрухи это они наверно из-за того что хлеб ели, вот налопались хлеба у них крыша протекла они и пошли население стрелять я давно уже говорю от хлеба много зла почему его не запретить сразу жить станет лучше

Если вспомнить многочисленные случаи отравления хлебом, содержащим спорынью (галлюциноген-паразит, заражающий зерновые), то в вашей реплике есть зерно истины. :lol:
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 Pyro » 13.11.2013, 18:36

сдесь вобщем негативно высказались о кровавых играх или том чтобы срываться на неодушевлённых вещах,

про охоту не знаю, но думаю могут быть разные мотивации, например хочется именно выслеживать, или расставлять ловушки, или пойти в незнакомую местность, а уже за получение этого приходится отыгрывать убийство животного напимер

знаю что в стрелялки против игроков-людей можно играть с мотивацией убивать конкретного игрока, но это плохо сказывается на качестве игры, в идеале если играю, то безлично и не смотрю на ники игроков,

думаю вредно переигрывать, потому что мозги утомляются и вместо игры получается скучная мясорубка
Pyro M
Аватара
Откуда: Средний Урал
Репутация: 39
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

#13 SV » 13.11.2013, 19:56

Но ведь просто так внешний мир раздражающим фактором не становится. Тут в качестве причины можно скорее указать пренебрежение родителей, которые, вместо того, чтобы заниматься детьми, усаживали их перед компьютером и не обращали внимания на то, что ребёнок нервный, что он склонен слишком сильно увлекаться. Отсутствие воспитания и недостаток внимания. :( Если ребёнок не знает, что может быть интересного в реальном мире, он может "увязнуть" в виртуальном, после которого реальный кажется слишком сложным. Сами игры тут скорее следствие.

Конечно всё комплексно, но в некоторых случаях игры могут стать мощным катализатором, равным, например, наркотикам. Можно тоже говорить о том, что наркоманы - это просто отсутствие воспитания и недостаток внимания и т.д... но всё-таки решающим фактором будет применение веществ :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#14 Wind » 13.11.2013, 23:46

Epihod писал(а):В процессе игры в охотничий симулятор возник закономерные вопрос: накапливается ли камма в процессе игры? Эмоции и намерения возникают однозначно, но физической реализации этих намерений не происходит.

Интересный вопрос ... вроде это не хорошо, но и явно плохого тож нет. Тогда попробовал опереться на логику, и вот какой расклад из того получился:
С точки зрения теории Каммы, для ее возникновения требуется выполнить 4 условия: намерение, действие, наступление результа, принятие результата. У Вас отсутствуют 2й и 3й компоненты. Есть одна версия, что раз не хватает компонентов, то и камма не развивается. Но другая версия говорит за то, что все-таки камма есть, но только с меньшими последствиями.

Теория магии, например, предполагает, что своими эмоциональными всплесками Вы создаете вполне конкретные мысле-формы. Они порождают астральные вихри, которые непременно повлияют на ход событий в физическом мире или притянут к вам соответсвенные события. Иначе говоря, о чем мы думаем, то и обретаем... то есть последствия будут.

Ну а с точки зрения БВП, игры это способ получения удовольствия от сансары вплоть до возникновения некоторой тяги и зависимости. То есть присутствуют неправильное намерение (минус), а кроме того отсутствует правильное усилие (еще минус).

В резюме получается что игры это хоть и вредно, но не слишком страшно. Типо как курение. Все решает доза. :cowboy:
Wind M
Аватара
Откуда: Москва - Питер
Репутация: 630
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 13.11.2013
Традиция: Тхеравада

#15 Limemill » 14.11.2013, 10:09

SV писал(а):
Но ведь просто так внешний мир раздражающим фактором не становится. Тут в качестве причины можно скорее указать пренебрежение родителей, которые, вместо того, чтобы заниматься детьми, усаживали их перед компьютером и не обращали внимания на то, что ребёнок нервный, что он склонен слишком сильно увлекаться. Отсутствие воспитания и недостаток внимания. :( Если ребёнок не знает, что может быть интересного в реальном мире, он может "увязнуть" в виртуальном, после которого реальный кажется слишком сложным. Сами игры тут скорее следствие.

Конечно всё комплексно, но в некоторых случаях игры могут стать мощным катализатором, равным, например, наркотикам. Можно тоже говорить о том, что наркоманы - это просто отсутствие воспитания и недостаток внимания и т.д... но всё-таки решающим фактором будет применение веществ :smile:

Уже несколько раз встречал точку зрения наркологов, согласно которой одним из возможных прекурсоров геооиновой зависимости ввиду схожести процессов является зависимость от сахара (пристрастие к сладкому). Компьютерные же игры зачастую используются в качестве эскапистской отдушины при серьезных проблемах с социализацией (и не только) и, в целом, достаточно успешно лечатся трудо- и социальной терапией на лоне природы.
Limemill
Репутация: 295
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 05.10.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Виктория » 04.12.2013, 16:18

Лично я не могу и в играх совершать те действия которые бы не совершила в реале. будь то убийства, грабёж, измена и т.д. Ведь пусть это и не настоящий игровой мир, но играю то я настоящая, с настоящими мыслями и намерениями, с настоящей совестью и моралью. Почему моя мораль относительно действий в реальной жизни должна отличаться от морали действий в игровом мире, являющимся частью реального? Считаю, камма накапливается, ибо накапливаются намерения и образ мышления.
Жизнь - тропа, что в даль ведёт. Каждый здесь своё найдёт.
Виктория F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 140
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 04.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 SV » 04.12.2013, 16:32

Лично я не могу и в играх совершать те действия которые бы не совершила в реале. будь то убийства, грабёж, измена и т.д. Ведь пусть это и не настоящий игровой мир, но играю то я настоящая, с настоящими мыслями и намерениями, с настоящей совестью и моралью.

По мне, логично, но только с той оговоркой, что всё игровое вы воспринимаете как настоящее. Например, можно стрелять из настоящего ружья по мишени, а можно стрелять из него по мишени, при этом, воспринимая её не как мишень, а представляя, что это реальный человек. Во втором случае небольшая негативная камма будет накапливаться. Но если человек просто стреляет по мишени без подобных измышлений - но каммы точно никакой нет здесь. С играми примерно также получается :lupa:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#18 maraudeur » 04.12.2013, 18:34

Таки думаю тут надо пременить буддийскую хитрость :cowboy: представте,что вы охотитесь на войско Мары и убиваете не врагов,а коренные яды во благо всех живых существ :yes: вот вам и разрядочка без негатива
А я все жду прилета черных самолетов...
maraudeur M
Аватара
Откуда: Алтай
Репутация: 429
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Нет

  • 1

#19 Dimitry » 04.12.2013, 19:04

Но это же будет самообман.
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2553
Сообщения: 1782
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 SV » 04.12.2013, 19:23

Это будет на самообман, а определённая настройка восприятия. По факту, реально, то что происходит - это кликанье мышкой по экрану, запуск скриптов программы, которые видоизменяют графику на экране. То есть эдакая работа с графикой, не более того. А дальше уже человек сам может настраивать восприятие как правильное (видоизменение графики) или выдуманное, искажённое, как "убийство существ" или там даже "уничтожение пятен загрязнений" (и то и другое тут - фантазии на тему).

Безусловно на формирование каммы огромное влияние оказывает субъективная сторона, восприятие, намерение, понимание. Но и такую же важную играет и внешний объект. По этой причине каммы убийства никогда не будет, пока нет реального живого существа. По этой причине никогда не будет заслуг от подношения даны воображаемым монахам... :shy: :smile: Точнее, может какая-то небольшая камма и будет - но уж больно мизерная.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 17 гостей