Dz писал(а):На что стоит?
На тексты, используемые в
современных школах и на наставления
современных учителей, т.к. в дальневосточных традициях нет такого упора на тексты, как в тхераваде, и гораздо больше внимания уделяется опыту, передаваемому учителями непосредственно. Поэтому важно смотреть, чему учат в данное время, а не смотреть на махаянские тексты почти 2000 летней давности, большинство которых в наше время практически не используется никем, кроме западных буддологов.
Путь бодхисаттвы является ключевым в махаяне, тем, к чему нужно стремится. К личному освобождению ведёт путь хинаяны, то есть б8п в том виде, как он представлен в махаяне. Постановка вопроса ведь несколько иная. Не "путь бодхисаттвы для избранных", а "путь хинаяны для малоспособных".
Давайте не будем говорить о классической, сферической махаяне в вакууме, которой не существует в природе уже 1000 лет. В наше время существуют школы дальневосточного буддизма, которые можно назвать махаянскими, а также школы ваджраяны, сохранившиеся в Тибете, Непале, Бутане и Японии. И в современных школах буддизма нет такого упорного противопоставления махаяны и хинаяны. Этого не понимают многие современные западные неофиты, прочитавшие тексты 2000 летней давности, и ориентирующиеся на них. Например в чань/дзэн вообще не опираются на сутры (в том плане, что опыт Учителя и собственный опыт, ценятся выше, т.к. подобный опыт трудно поддается описанию, тем более суть теряется после многочисленных переводов, и переносов текстов в страны с другим менталитетом), но в этих школах в основном изучают и декламируют Алмазную, Ланкаватару и Аватамсаку сутры, в которых вообще нет противопоставления хинаяны и махаяны.
А Чистые Земли, получается, нереальная махаяна? Ничирен тоже? ) Махаяна бывает разная.
Я и говорю о том, что классической махаяны уже давно не существует. Амидаизм и секта Нитирена - это школы "одной сутры", и как раз их, можно со всеми основаниями назвать самостоятельными религиями, имеющими мало общего с буддизмом.
Дзэнские практики мало связаны непосредственно с каноническим б8п, разве нет?
В дзэн учат классическим 4БИ и БВП. Вообще китайские школы, и вслед за ними японские (т.к. японские школы дзэн - это принесенные в Японию китайские школы), гораздо ближе к раннему буддизму, чем школы классической махаяны в средневековой Индии и тем более тибетская ваджраяна, т.к. в Китае были очень сильны и распространены школы раннего буддизма аж с II-I в до н.э., а Китайская Трипитака содержит Агамы, практически идентичные Никаям ПК. И многие Учителя в чань и дзэн учат так, что это мало отличимо от того, чему учат тхеравадинские Ачаны, разумеется с поправкой на терминологию и национальную специфику, а также на широкое применение йогачаринской идеи Природы Будды, которая, на мой взгляд, нисколько не противоречит идее Ниббаны, как Истинной Реальности в тхераваде, если рассматривать непредвзято.
P.S. Кстати в дальневосточном буддизме, Архаты почитаются не меньше Бодхисаттв, и во многих храмах имеются статуи выдающихся Архатов-учеников Будды.