Antaradhana писал(а):Опять пытаетесь постулировать атман, цитируя при этом буддийские сутты в каждом втором сообщении.
Смотрите выше о буддийских представлениях о высшем:
Ниббана сутта: Полное Освобождение III
Благословенный произнёс:
«Монахи, есть не рождённое, неустановленное, несотворённое, не сконструированное. Если бы не было этого не рождённого, неустановленного, несотворённого, не сконструированного – то не было бы возможности освободиться от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного. Но именно потому, что есть не рождённое, неустановленное, несотворённое, не сконструированное – можно распознать освобождение от рождённого, установленного, сотворённого, сконструированного».
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/ud8_3-nibbana-III-sv.htm
Что касается "я" или "не-я" - то это порождения сознания. Как то, что есть "я", так и то, что его нет. Но само сознание или виннана имеет источник: волевые действия или санкхара.
Что же касается сознания, то его функция создавать представления о действительности. Эти представления могут быть какими угодно. В сознании может быть стойкое диттхи (установившееся воззрение, косное неизменяемое мнение), что "я" существует. Или же в сознании может быть противоположное диттхи, что "я" не существует. Как то, так и другое - только порождения сознания. Действительность выше, то как на самом деле всё обстоит - это находится в более высоком знании.
Вот текст, в котором описывается такое нагромождение в сознании (через которое все, тем не менее, должны пройти):
Из-за того, что он направляет внимание на неподходящие мысли и не направляет внимание на подходящие—в нём возникают те загрязнения, которых ещё не было; а те загрязнения, что уже были—увеличиваются.
Вот каким образом он неправильно направляет внимание: «Был ли я в прошлом? Не было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом? Будучи чем я был таким в прошлом? Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду таким в будущем?» Или вместо этого он внутренне запутан в настоящем: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялась эта моя душа? Куда она уйдёт?»
https://suttacentral.net/ru/mn2
и далее, говорится о диттхи или установившихся мнениях относительно своей внутренней природы (заметьте первое и второе):
По мере того, как он продолжает так неправильно направлять внимание, у него появляется одно из этих шести воззрений:
воззрение «у моего «я» есть «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
воззрение «у моего «я» нет «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
воззрение «своим «я» я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное,
воззрение «своим «я» я познаю не-себя» твёрдо укореняется в нём как истинное,
воззрение «не-собой я познаю своё «я» твёрдо укореняется в нём как истинное, или
воззрение «это моё «я» является тем, что осознаёт ощущения здесь и там, которые являются результатами хороших и плохих дел—и это самое «я» постоянно, непрерывно, вечно, не подвержено изменению, будет таким в течение вечности»—появляется у него.
потом говорится, что: "Это называется чащей воззрений, грудой воззрений, искажением воззрений, спутанностью воззрений, путами воззрений".
И в конце сутты говорится, к чему после всех этих размышлений нужно в конечном итоге прийти:
Вот каким образом он правильно направляет внимание: «Это—страдание… Это—причина страдания… Это—прекращение страдания… Это—путь, ведущий к прекращению страдания». По мере того, как он таким образом правильно направляет внимание, три путы отбрасываются в нём:
воззрения о «я»,
скептические сомнения [в отношении Будды, Дхаммы, Сангхи],
цепляние к правилам и предписаниям.
перевод, правда нуждается в доработке. Это моё мнение. Как и очень многие другие, изначально переведенные на английский сутты нужно доработать. Труд, конечно неподъемный нужно приложить, чтобы докопаться до истинного смысла.